Технологии

Российское будущее беспилотного транспорта

К концу 2020 года должны появиться нормы, допускающие беспилотный транспорт на российские дороги без оператора в салоне. Готовы ли дороги и граждане страны к такси без водителя?

Президент России Владимир Путин после совещания с инвесторами 11 марта дал несколько поручений Правительству. Одно из них касалось предложений по юридическим основаниям масштабного тестирования и вывода на дороги общего пользования высокоавтоматизированного транспорта без участия инженера-испытателя в салоне авто. Некоторые ожидают, что приоритет будет дан беспилотному такси компании «Яндекс.Такси». Именно с подачи генерального директора компании «Яндекс» Аркадия Воложа собственно и появилось президентское поручение. Первым регионом начала опытной эксплуатации настоящих беспилотных такси практически назначена Москва. Однако, есть сомнения, что амбиции ИТ-компании соответствуют объективным реалиям.

Не в водителе дело

Аркадий Волож убедил президента, что главной проблемой безопасности поездок на такси является водитель. Действительно, в 90% случаях виновником в ДТП признается водитель транспортного средства. При этом ничтожно мало проводится расследований, связанных с ошибками проектирования дорожной инфраструктуры. Подчас даже объективные свидетельства нарушения строительных норм, которые привели к авариям, не становятся основой для снятия с водителей вины или её смягчения.

Международное экспертное сообщество, в частности консалтинговая группа KPMG, считают главным сдерживающим фактором широкого распространения беспилотного транспорта отсутствие подготовленной дорожной сети. В этой части наша страна стабильно отстает даже от европейских государств, не говоря про Японию, США и Китай. Пока в Москве только тестируют «умные перекрестки», в Германии и Испании разворачивают системы «умный город».

KPMG ежегодно составляет рейтинг стран по степени готовности к выпуску на обычные дороги полностью беспилотного транспорта. Тройка лидеров — стабильна: Нидерланды, Сингапур и Норвегия. В 2019 году четвертое место досталось у США. Россия со своим 22 местом оказалась лучше только Мексики. Россию в этом рейтинге обошла даже Венгрия. По мнению аналитиков KPMG в 25 странах есть технологии и юридические возможности развивать беспилотный транспорт.

На дорогах решили сэкономить

Помимо «Яндекс.Такси» развитием технологий беспилотного транспорта в России занимаются ещё несколько компаний, в частности КАМАЗ, ГАЗ, Cognitive Pilot (совместное предприятие Cognitive Technology и «Сбербанк») и другие. Все российские разработчики беспилотных технологий придерживаются концепции автономного транспортного средства, не использующего мобильные системы передачи данные и адаптированные дороги. При кажущейся хорошей, идея эта содержит ряд проблем.

Пока по дороге в потоке едет единственный беспилотник, алгоритм рассчитывает поведение других участников как человеческое. Сегодня такая логика оправдана, так как автомобиль с водителем — норма. Но когда на дороге оказывается преимущественно беспилотники, алгоритм дает сбой. Именно это показали испытания беспилотников нескольких разных компаний на полигоне. На закрытой территории воспроизвели несколько участков типичного города с перекрестками, туннелями, разворотами и множеством поворотов.

На эту площадку выпустили автомобили без страхующего компьютер оператора в салоне. Стоило нескольким тестовым машинам оказаться на перекрестке с неоднозначными правилами движения, они устроили затор. Пять автомобилей на банальном перекрестке без других участников дорожного движения создали аварийную ситуацию. В условиях реального города это бы означало коллапс.

Беспилотникам нужны выделенные полосы. С этим согласны все эксперты. Также есть понимание, что необходим непрерывный мониторинг движения на всем пути движения такого транспорта. Без цифровизации дорог добиться этого невозможно. Затраты на 100км «умной дороги» составляют до 1млрд рублей. При бюджете всего комплекса строительства и ремонта дорог России в 1трл рублей средств на цифровизацию даже городских улиц нет.

Создание только юридических условий для начала практической эксплуатации авто без водителя может стоить стране значительно дороже. Экономия на дорогах и упование только на заверения руководства «Яндекс» о рисках водителя очень напоминает поведение «Яндекс.Такси» в демпинге цен ради привлечения большого числа пассажиров. Их стратегия пересадить в такси малоимущих пешеходов и пассажиров общественного транспорта погубила жизни многих людей как среди водителей, так и пассажиров. Обещая экономию на строительстве высокотехнологических дорог, они просят снять с оператора беспилотного флота (такую роль они себе отводят) ответственность за все произошедшее внутри беспилотного авто и из-за его поведения на дороге.