Право

Таксистов заставляют отказаться от законных прав

Определённо позитивная инициатива создания единого цифрового профиля (ЕЦП) вызывает вопросы относительно соблюдения прав водителей такси. БюроИКС ознакомилось с основными принципами, положенными в основу проекта ЕЦП, и выражает своей беспокойство некоторыми их положениями.

Водителей обяжут пройти регистрацию на портале госуслуг

Обязательность регистрации в системе ГосУслуг нарушает принцип добровольности раскрытия своих персональных данных вообще и самой регистрации в информационной системе ГосУслуг, в частности.

Декларируется ответственность неких лиц за нераспространение персональных данных водителей

На сегодня не существует трудовых и иных юридически обязывающих правоотношений водителя с кем бы то ни было для однозначного определения ответственности за приём и обработку личных данных. То есть после объединения всех данных водителей в центральное хранилище доступ ним получат организации, не связанные законными основаниями для их защиты. Объём злоупотреблений сложно оценить.

Одновременно по этой же причине создается угроза раскрытия неопределенному кругу лиц сведений, представляющих врачебную, судебную, налоговую, финансовую, семейную тайну и иных данных гражданина (водителя).

Напрашивается вывод, что без каких-либо норм права, обеспечивающих соблюдения интересов непосредственного исполнителя услуг перевозки (таких норм нет ни в действующем законе, ни проекте законопроекта о такси), реализация ЕЦП прямо нарушает баланс интересов всех сторон делового процесса.

Немного общих слов

Совершенно не понятно направление в сторону полного пренебрежения интересами водителя. Да, нужно обеспечить безопасность перевозки. Но, к примеру, после выявления краж в магазинах или обнаружения просроченной продукции никто ведь не объявляет о необходимости раскрытия сведений кассиров и товароведов. Множество сюжетов с избиениями покупателей сотрудниками охранных подразделений не привело к обязательному раскрытию сведений о биографии охранников, их послужном списке, справок отсутствия судимости или учёта в ПНД. Примеры коррупции инспекторов ГИБДД не создало реестра недобросовестных полицейских. С чего водителей надо обкладывать такими избыточными требованиями?

На текущее время при заказе такси через приложения пассажир полностью скрыт от водителя. В большинстве случаев у водителя нет даже номера телефона пассажира. При этом предполагается раскрыть пассажиру (который сам может быть преступником, наркоманом, неадекватным человеком) значительно больше сведений, чем необходимо для получения услуги перевозки. Доверие к стороне, оказывающей услугу, основывается на субъективных факторах во всех сферах сферы потребления. Закрепление предубеждения к представителям одной профессии на уровне государственной функции в БюроИСК считают дискриминацией по профессиональному признаку.

Фактически, для отдельной отрасли в отношение исполнителя услуги предлагается отменить защищающие его частную жизнь, свободы и личную безопасность нормы Конституции России и множество их реализующих законов.

Пока не будет обеспечена симметричная забота о безопасности водителя БюроИКС предполагает исход наиболее образованных профессионалов из отрасли. Наряду с другими принимаемыми мерами ожидаем ухудшение положения с доступностью перевозок легальным легковым такси и их безопасности. Параллельно вырастет теневой оборот перевозок.

БюроИКС поддерживает цифровизацию пассажирских перевозок вообще и проект ЕЦП в частности. Однако, увиденная реализация вызывает большую озабоченность.