Экосистема

Таксисты осваивают возможности Telegram

В желании избавится от посредника в виде службы такси водители обратили внимание на Telegram. С помощью возможностей этого мессенджера таксисты изучают способы заработка и прямого контакта с пассажирами.

Почему именно Telegram? Известные способы общения в социальных сетях уже уходят на второй план. В тренд вошли мессенджеры, которые сами по себе предоставляют возможности создавать сообщества (чаты, группы) и каналы распространения информации. В отличие от многих других мессенджеров Telegram обеспечивает скорость обмена и не требует сообщать телефонный номер для начала общения. Открытый программный интерфейс располагает разработчиков к расширению основных возможностей.

Нельзя говорить, что таксисты обратили внимание на Telegram только сейчас. Первые осмысленные попытки создать системы обмена заказами в Telegram появились с появлением функционала создания ботов. Небольшие диспетчерские могли позволить себе разработку простых ботов для обмена заказами с водителями. Речи об общении с клиентами тогда не стояло, так как сам Telegram еще не стал массовым явлением в рунете. Интерфейс был англоязычным. При минимальной стоимости диспетчерские получали удобный и защищенный программный интерфейс.

Последнее обновление Telegram c функцией просмотра соседей по данным GPS привлекло внимание ряда водителей такси. Появились даже инструкции, как с помощью этой функции находить пассажиров. Но это больше похоже на забаву. Более интересно развитие систем обмена заказами с помощью ботов. Но пока это – именно системы распределения заказов. Требуется, чтобы кто-то принял заказ от пассажира. И, значит, надо сначала искать самих пассажиров. Самая главная проблема сообществ таксистов – в том, что они не уделяют должного внимания методам привлечения клиентов. Как у многих далеких от процессов маркетинга людей, среди них бытует приоритет собственно инструмента выполнения заказа. Они полагают, что достаточно сказать кому-то о своем предложении и надо ждать наплыва клиентов. Законы спроса они понимают вдали от рыночных принципов. Собственно, поэтому сложно говорить о том, что какое-то взращённое ими решение “взлетит”.

Больше шансов закрепиться в Telegram системам обмена заказами водителей, которые уже отошли от работы с посредниками. Набрав некоторое число постоянных клиентов, они готовы делиться наработанной базой контактов с другими такими же вольными таксистами. Принцип конкурентности заменяется здесь стремлением сохранить клиентов вне досягаемости от служб такси. Успешно работает логика: “пусть лучше другой отвезет, чем потеряю клиента совсем”. Объединяются такие водители чаще по территориальности и на глобальные рынки не выходят.

Есть неплохие перспективы для обмена заказами там, где изначально не удовлетворен спрос на поездки. Это – населенные пункты с небольшим числом жителей вдали от районных и областных центров и регионы, где есть ограничения для деятельности традиционных служб такси. Слабое покрытие Интернет, из-за которого могут не работать традиционные программы вызова такси, станет препятствием и для такси через Telegram. Крым стал большим регионом, где сообщества перевозчиков Telegram заняли нишу отсутствующих федеральных служб такси. После сообщения, что рынок перевозок в Крыму покинул сервис BlaBlaCar, у сообществ водителей открылись новые точки роста своего влияния.

Прямое взаимодействие водителей с пассажирами в Telegram сдерживается продолжающимися попытками Роскомнадзора заблокировать Telegram. Хотя для самого мессенджера эти попытки ни к чему не приводят, в сознании большинства населения сформировано мнение о пользовании Telegram как чем-то запрещенным. И пока он отстает по популярности от своих конкурентов.