Экосистема

Городское такси через призму компромисса

Отрасль такси все чаще привлекает внимание как источник опасности. В ужасных ДТП гибнут уснувшие за рулем водители и их пассажиры. Привлеченный низкими ценами маргинальный контингент становится угрозой для водителя. Граждане обращают внимание городских властей к проблемам и не видят, к сожалению, адекватной реакции.

Технологические компании в пассажирских перевозках заменили устаревшие технологии приема и обработки заказов такси и предложили пассажирам удобный способ пользования услугой. В нашей статье о безопасном такси указывалось на то, что такой сервис является суррогатом, подменяющим понятия и обманывающим своих клиентов. Именно вторжение подобного сервиса в регулирование отрасли большинство участников перевозки считают основой бед, о которых было сказано выше.

Опрос о принципах ценообразования в такси, который проводился в Telegram-канале «Бюро ИКС. Городской транспорт», показал, что большинство пассажиров находится в плену иллюзий. Только 38% опрошенных реально понимают, что в основе современного расчёта цен на услуги таких компаний как «Яндекс.Такси», «Uber», «Ситимобил» и им подобных лежат только биржевые понятия «спрос» и «предложения». Указанные на сайтах этих компаний тарифы являются часто вымыслом, не имеющим никакой связи с реальностью.

Старшее поколение российских пассажиров такси и иностранцы недоумевают, почему в автомобиле с «шашечками» едет человек, который, как он говорит, не может нести полную ответственность за поездку, за стоимость услуги и никак не связан с тем, кто за это отвечает. Советское городское такси в памяти многих россиян ассоциируется с качеством и надежностью сервиса. А «шашечки» на борту предполагают изначально ответственность водителя за тех, кого везут.

Водители такси с сожалением говорят о невозможности возврата условий работы, где у них есть стабильная заработная плата, социальные гарантии и условия для карьерного роста. Профессия «водитель такси», полагают сами таксисты, безвозвратно забыта. Опросы в профессиональных сообществах показывают готовность большинства водителей работать в понятных условиях прозрачного ценообразования с гарантиями, предусмотренными Конституцией и трудовым законодательством страны. Возможное снижения дохода при этом существенная часть водителей считает приемлемым при предложении достойных нематериальных компенсаций.

Современное положение в такси на фоне печальных новостей в отрасли во многих субъектах федерации сдерживает усилия городских властей по развитию дорожной инфраструктуры. Преобладание автомашин такси на полосах, выделенных для маршрутного общественного транспорта, усложняет процесс оптимизации транспортных потоков. Выделяемые городскими властями организаторам перевозок дотации не окупают издержек при снижении загрузки традиционного общественного транспорта. Руководство «Яндекс.Такси» прямо заявляет, что стремится пересадить в такси пассажиров автобусов, троллейбусов, трамваев и метро. Федеральные службы вызова такси «Яндекс.Такси», «Uber», «Ситимобил», «Gett», «Везёт», «Максим» не интересуют экологические и инфраструктурные проблемы города.

Муниципальные власти городов, где рост нагрузки на дорожную инфраструктуру в отдельных районах города в часы пик не находит технологических решений, уже задумываются об ограничении въезда туда легкового транспорта. Опрос в Telegram показал, что пассажиры одобряют организацию в центральных районах городов выделенных полос с ограничением движения по ним машин такси. Пассажиры адекватно понимают, что при появлении такси на этих полосах транспортные проблемы не решаться.

Описанные примеры найденных компромиссов городских властей Нью-Йорка и Лондона показывают, что город может позволить себе настоящее такси со всеми полагающимися ему преференциями в соседстве с альтернативными подходами. В конце концов, город сам может предложить удобное и практичное технологическое решение. В России есть примеры реализации государственных электронных услуг, нашедших поддержку и одобрение населения. Например, приложения портала «Госуслуги» или полностью цифровой интерфейс налоговой службы для самозанятых граждан.

По образцу такси Нью-Йорка город может создать преимущества работы муниципального такси в отдельных районах и местах наибольшего спроса на услуги индивидуальной перевозки. Взяв за основу модель Лондона можно поставить во главу угла высокий профессионализм водителя и обслуживание в приоритетном порядке культурные и исторические места. Совмещение интересов транспортной и туристической компоненты в управлении городским такси, полагаем, благоприятно скажется на имидже многих российских городов. И, как следствие, структуры организации безопасности дорожного движения смогут без ущерба для пассажиров вводить те или иные ограничительные меры.